CAN 2 Интервью из журнала GRAFFITY ART Can 2
(гражданское имя - Федор Вильдхарт) - один из самых известных немецкий
райтеров. Он один из немногих спрейеров, способных создавать как хорошие
фигуры, так и выдающиеся шрифты. По его собственным словам, Кэн рисует
только на стенах и имеет большой авторитет, в том числе и за пределами
Германии. Он является совладельцем франкфуртского "Аэрозоль-Арт-Агентсва
Oxygen", через которое происходит межрегиональные заказы на граффити. - В чем разница (заметная в технике) между твоими рисунками и других
райтеров? - Технически разница между моими кэрэками и другими ясно
заметна в оттенках и, конечно, в стиле. Есть некоторые райтеры, которые,
между прочим, пытаются копировать или имитировать мою технику. Иногда
меня это немного раздражает. С другой стороны это лестно. - Как
ты находишь свои темы? Что тебя вдохновляет? - Я рисую с семи
лет. Каждый отрезок жизни дает свои образы. Начиная с Ибанеза, Карла
Баркса и до Удерцо, на меня влияли многие художники комиксов, в том
числе и неизвестные. Я всегда обожал комиксы. Фотореалистичные
изображения тоже, конечно, производили впечатления, но никогда мощно не
вдохновляли. Что касается Би-Бой-Кэрэка, здесь примером мне был ШКИД из
Гисена. Уже в 1985 году он рисовал такие кэрэки, которые даже сейчас
перекрыли бы 98% всех кэрэков Германии. ШКИД задал мне масштаб. И не
только для Би-Бой-Кэрэков, но и для всех остальных фигурных изображений
--насекомых, животных, фэнтези. Сейчас я черпаю вдохновение отовсюду: из
видео, от друзей, из повседневной жизни. Нужно просто иметь дар,
способность хорошо наблюдать. Все, что ты переживаешь, откладывается в
мозгу и когда-нибудь, сидя перед листом бумаги, ты реализовываешь свои
идеи. - Насколько для тебя важна связь граффити и хип-хопа?
- Мне важно не разделять хип-хоп и граффити. В 1983 году брейкданс
привел меня к музыке, а позже - к граффити. Когда на этом пути приходишь
к рисованию, невозможно отделять одно от другого. Граффити - лишь одна
четверть хип-хопа. Остальные три всем, вероятно, должны быть известны.
Между тем есть очень много райтеров, не имеющих ничего общего с
хип-хопом. По-моему, у них не будет правильного ощущения граффити, т.к. у
них недостает части культуры. Спрейеру совсем не обязательно заниматься
брейкдансом, рэпом или скретчем, но надо хотя бы этим интересоваться и
попытаться понять связи между этими отдельными частями. - Шрифт и
рисунок - что для тебя важнее? - Шрифт и рисунок совсем не
обязательно должны сочетаться. Но конечно, фигуры скорее станут
"мостиками" к нормальным бюргерам, которые в шрифтах в основном ничего
не понимают. Кэрэк можно использовать, чтобы лучше передать какой-нибудь
"месседж". Кэрэк интернационален, понятнее, чем любые языки, буквы и
слова. - Если бы те не смог больше рисовать, какое занятие ты бы
нашел, сопоставимое по значимости с граффити? - Надеюсь, нет
ничего, что дало бы мне столько же, сколько граффити. Работа с
компьютером, фотографией или дизайном мне нравится, но место граффити не
займет. Самое главное, что здесь есть место творчеству. -
Частенько говорят: "Граффити - это болезнь"…? - Совершенно точно
- болезнь! Тот, кто уже рисует некоторое время, делает это с душой и
уже получил признание, понимает, о чем я говорю. В 1986 году мы с
Цебстером снимали документальный фильм "Граффити. Болезнь" (прим.:
Цебстер - издатель известного граффити-журнала "On the Run" и совладелец
Агенства MZEE). - Ну а как у тебя с наркотиками? В любом
творческом деле общество сразу заподозревает некое наркотическое болото…
- Единственный наркотик, который я иногда принимаю - это пиво.
Тут я передаю привет Дортмунду! Все остальные наркотики, начиная с
сигарет, я жестко отвергаю. Наркотикам в хип-хопе делать нечего, не
говоря уже о граффити. - Ты стал известен благодаря выделанным
насыщенным цветом рисункам среднего и большого формата. А как ты
относишься к тэгам и throw-ups? - Я люблю тэги и throw-ups. С
этого начинался граффит, это самая первоначальная форма
граффити-райтинга, как это начиналось в Нью-Йорке.
|